Особенности согласования с Правительственной комиссией создания, ликвидации юридического лица и других операций с долями/акциями

Команда BIRCH LEGAL подготовила анализ контрсанкционного регулирования таких корпоративных событий как создание компании совместно с недружественными лицами, ликвидация российских дочерних обществ иностранных компаний, увеличение и уменьшение уставного капитала, реорганизация и иные корпоративные операции.

По состоянию на 23 апреля 2024 года

Как известно, в настоящее время в Российской Федерации установлен особый порядок осуществления некоторых операций с так называемыми недружественными лицами (в понимании Указа № 81[1]), которыми признаются две следующие категории лиц:

  • иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, преимущественного ведения хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения прибыли являются эти государства)
  • лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности

Всего в списке недружественных стран сейчас содержится более 50 государств, включая все страны-члены Европейского союза, Австралию, Великобританию, США, Швейцарию, Японию, Южную Корею, Новую Зеландию, Норвегию и Украину.

Согласно пункту 1 Указа № 618[2] особый порядок применяется в том числе для «сделок, влекущих прямое и (или) косвенное «установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах» российских обществ с ограниченной ответственностью («ООО») либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими ООО и (или) условия их хозяйственной деятельности», если сделка совершена со стороной, которая признается недружественным лицом.

Указом № 737[3] действие положений Указа № 618, которые касаются сделок с долями ООО, было распространено на сделки с акциями акционерных обществ («АО») (ООО и АО – далее «Компании»).

В связи с этим, в случае возникновения намерения учредить российскую Компанию совместно с недружественными лицами, ликвидировать такую Компанию, увеличить/уменьшить уставный капитал или осуществить иные операции с долями/акциями, возникает вопрос о том, необходимо ли согласовывать такие операции с Правительственной комиссией[4]Подкомиссия»), поскольку в Указе  618 и официальных разъяснениях к нему Министерства финансов Российской Федерации («Минфин»)[5] соответствующие операции напрямую не включены в перечень сделок, требующих одобрения Подкомиссии.

На наш взгляд, при буквальном толковании Указов № 618 и № 737, создание и ликвидация Компаний влечет за собой установление и прекращение прав владения недружественным лицом долей/акций в российской Компании, а при увеличении/уменьшении уставного капитала изменяется номинальная стоимость и/или размер долей в ООО.

Исходя из такого толкования, по состоянию на дату публикации настоящего материала, можно прийти к выводу, что согласие Подкомиссии необходимо получать на следующие операции:

  • создание новой Компании, если учредителем выступает лицо из недружественной страны
  • ликвидация Компании, поскольку происходит прекращение права владения недружественного лица долями/акциями Компании
  • увеличение/уменьшение уставного капитала ООО, если среди его участников имеется недружественное лицо. В результате увеличения или уменьшения уставного капитала ООО изменяется номинальная стоимость и/или размер долей, то есть это операция по изменению прав на доли в ООО. В отношении АО, соответственно, без согласия невозможно вносить изменения в решения о выпуске акций (изменение номинальной стоимости акций) или принимать решения о размещении дополнительных акций (решение об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров). Указанные операции также влекут изменение прав на акции
  • принятие в ООО в качестве его участника недружественного лица и увеличение уставного капитала за счет его вклада – вне зависимости от того, имеется ли уже среди участников ООО недружественное лицо или нет
  • реорганизация Компании различных формах, если среди участников имеется недружественное лицо и/или у него изменится размер и/или номинальная стоимость долей/акций или возникнут права на доли/акции в Компании, созданной в результате реорганизации

При этом относительно добровольной реорганизации Минфин в своих официальных разъяснениях прямо указал, что для осуществления такой операции необходимо получение разрешения Подкомиссии.

Что касается создания Компании, то Минфин также в одном из своих писем[6] указал, что, с учетом того, что осуществление (исполнение) сделки (операции) по учреждению недружественными лицами российской Компании влечет за собой установление за ними прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставном капитале Компании, то, по мнению Минфина, осуществление (исполнение) такой сделки (операции) требует выдачи Подкомиссией разрешения в соответствии с пунктом 2 Указа № 618.

Также следует отметить, что сделки (операции) с долями/акциями в Компании внутри одной группы лиц (например, реорганизация Компании путем присоединения к сестринской компании) – не исключение, на них также необходимо получать согласие Подкомиссии.

Согласованию также подлежат сделки (операции), которые приводят к возникновению, изменению или прекращению у недружественных лиц иных прав, позволяющих определять условия управления Компанией или осуществления ею предпринимательской деятельности, а также операции/сделки, в связи с которыми косвенным образом возникают, меняются или прекращаются права владения «недружественных» участников – такое возможно, например, в связи со сделками, совершенными за пределами Российской Федерации в отношении прав участия в недружественных материнских компаниях.

Вместе с тем необходимо различать указанные выше операции от тех, которые касаются выплат резидентами денежных средств в связи с уменьшением уставных капиталов Компаний, ликвидацией Компаний и в рамках проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве – данные операции в соответствии с пунктом 3 Указа № 737 прямо требуют получения согласия Подкомиссии.

В целом, с учетом того, что по состоянию на дату публикации настоящего материала отсутствуют официальные разъяснения по вопросу необходимости получения согласия Подкомиссии на осуществление большинства из перечисленных выше операций, на наш взгляд, в каждом конкретном случае необходимо дополнительно оценивать целесообразность инициирования процедуры согласования с Подкомиссией.

Особенности получения разрешения Подкомиссии по этим операциям

  • Относительно большая продолжительность процедуры, связанной с получением разрешений от регулирующих органов, расчетами с кредиторами и распределением активов (по нашей практике 6-8 месяцев, поскольку точного срока регламентом не установлено и он зависит от каждого конкретного случая)
  • Отчуждение недвижимости третьему лицу требует отдельного одобрения Подкомиссии (например, при ликвидации)

Последствия совершения сделки без соответствующего разрешения

Совершение сделки в отношении долей/акций Компании без получения разрешения Подкомиссии влечет риск признания такой сделки ничтожной. Также в большинстве случаев российские нотариусы не заверяют подписи на решениях о ликвидации без получения одобрения Подкомиссии.

_______________________________________________

[1] Указ Президента Российской Федерации от 01 марта 2022 года № 81 «О дополнительных временных экономических мерах по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» («Указ № 81»)

[2] Указ Президента Российской Федерации от 08 сентября 2022 года № 618 «Об особом порядке совершения (совершения) отдельных видов сделок (операций) между отдельными лицами» («Указ № 618»)

[3] Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 2022 года № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)» («Указ № 737»)

[4] Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации

[5] Официальные разъяснения Минфина России № 1 по применению Указа Президента Российской Федерации от 08 сентября 2022 года № 618

[6] Письмо Минфина России от 24 ноября 2023 года № 05-05-05/113005

Открыть в PDF

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.