Новые правила установления и изменения границ участков недр

Команда BIRCH подготовила обзор наиболее значимых положений нового порядка установления и изменения границ участков недр.

С 1 марта 2025 года вступили в силу новые Правила установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2024 года № 1693 («Правила»).

Новые Правила не только уточняют и дополняют ранее действующие нормы Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2012 года № 429, но и вводят ряд принципиально новых механизмов регулирования.

Усилен контроль государственных органов за изменением границ участков недр

Правила расширяют перечень государственных органов, которые участвуют в процессе согласования увеличения участка недр, предоставленного в пользование. Теперь в данной процедуре также принимают участие Минсельхоз, Росводресурсы, Рослесхоз.

Кроме того, Правилами изменен состав комиссий по рассмотрению заявок об изменении границ участков недр. В состав комиссий помимо ранее входящих в них представителей Роснедр, Минприроды, Ростехнадзора, Росприроднадзора включены представители учреждений, подведомственных вышеуказанным органам власти, а также представители Рослесхоза. В то же время из состава комиссий были исключены представители Минэнерго.

Данные изменения направлены на повышение качества рассмотрения государственными органами заявок на изменение границ участков недр и минимизацию оспаривания решений комиссий об изменении границ участков в связи с тем, что в процессе рассмотрения заявок могли быть не учтены должным образом все запреты и ограничения пользования недрами, связанные с правовым статусом соответствующего земельного участка.

Резервирование части участка недр

Правилами введено особое регулирование для частей участков недр, за счет которых согласно поданной заявке планируется увеличить первоначально предоставленный недропользователю участок недр.

Такие части участков недр приобретают статус «предполагаемых для предоставления в пользование» с момента регистрации заявки об изменении границ участка недр и до даты уведомления заявителя об отказе в приеме заявки, либо до даты принятия решения об изменении границ участка недр или об отказе в изменении границ участка недр.

Таким образом, в случае если недропользователь обратился с заявкой об увеличении участка недр за счет части иного участка недр и такая заявка была зарегистрирована, то другому недропользователю, который обратится с аналогичной заявкой на увеличение участка недр за счет той же части иного участка недр, откажут в согласовании изменения границ участка недр.

Новые основания для увеличения участков недр

Правилами предусмотрены следующие новые основания для увеличения участка недр:

  • на вышележащей и (или) нижележащей части недр за пределами участка недр находятся полезные ископаемые, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на участке недр, границы которого планируется изменить (потребуется заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод)[1]
  • за пределами участка недр находятся подземные воды, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на участке недр, границы которого планируется изменить (потребуется заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод)
  • за пределами участка недр, имеющего статус геологического отвода, предоставленного недропользователю или лицу, входящему с ним в одну группу лиц, находятся полезные ископаемые, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на участке недр, границы которого планируется изменить (потребуется заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод)
  • за пределами участка недр, имеющего статус горного отвода, предоставленного недропользователю или лицу, входящему с ним в одну группу лиц, находятся полезные ископаемые, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на участке недр, границы которого планируется изменить (важно, чтобы работы по геологическому изучению недр или разведке месторождений полезных ископаемых, по результатам которых полезные ископаемые поставлены на баланс, были проведены за счет собственных и (или) привлеченных средств недропользователя) (потребуется заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод)
  • за пределами участка недр находятся полезные ископаемые, относящиеся к поваренным, калийным и (или) магниевым солям, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на участке недр, границы которого планируется изменить (важно, чтобы работы по геологическому изучению недр или разведке месторождений полезных ископаемых, по результатам которых полезные ископаемые поставлены на баланс, были проведены за счет собственных и (или) привлеченных средств недропользователя) (потребуется заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод с информацией о невозможности самостоятельной промышленной отработки присоединяемой части месторождения)
  • отходы недропользования (в том числе вскрышные) размещены на земельном участке, находящемся за границами участка недр (потребуется согласованная или направленная на согласование проектная документация (при наличии уведомления о доработке), а в случае если планируется использовать отходы для добычи – дополнительно потребуется заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод)

Кроме того, Правилами были уточнены основания, указанные в ранее действующем законодательстве:

  • за пределами участка недр в неиспользуемых частях недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, составляющих государственный фонд недр, находятся полезные ископаемые, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на участке недр, границы которого планируется изменить (потребуется заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод)[2]
  • расширение границ участка недр без прироста запасов:
    • для геологического изучения недр или изучения и оценки (потребуется проектная документация с положительным заключением экспертизы или проектная документация, направленная на экспертизу (при наличии уведомления о доработке)
    • для разведки и добычи или геологического изучения, разведки и добычи (потребуются документы об удостоверении уточненных границ горного отвода или технический проект разработки месторождений (при наличии уведомления о доработке)
    • для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей (потребуются документы об удостоверении уточненных границ горного отвода или технический проект строительства и эксплуатации (при наличии уведомления о доработке)

Сопредельные участки

Для участков недр, имеющих статус геологического или горного отвода, Правилами предусмотрена процедура «параллельного» изменения их границ (уменьшения одного участка и увеличения другого).

Для целей осуществления «параллельного» изменения должны одновременно выполняться следующие условия:

  • месторождение или его части должны быть расположены в границах основного участка и сопредельного участка
  • основной и сопредельный участок предоставлены одному пользователю недр или один из участков предоставлен лицу, входящему в одну группу с недропользователем второго участка
  • должно быть получено заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод

При этом заявки на уменьшение / увеличение основного участка и увеличение / уменьшение сопредельного участка подаются одновременно.

Данный механизм «параллельных» изменений во многом упрощает корректировку границ участков недр, предоставленных недропользователям, относящимся к одной группе лиц, что, безусловно, положительно повлияет на процесс разработки месторождений.

Изменения ограничений

Одним из главных нововведений, предусмотренных Правилами, является отмена 20% лимита в отношении присоединяемых запасов полезных ископаемых по результатам изменения границ участка недр.

Указанный лимит не подлежит применению в следующих двух случаях:

  • для месторождений углеводородного сырья, запасы которых поставлены на баланс по результатам работ, осуществленных недропользователями за счет собственных и (или) привлеченных средств
  • для месторождений углей, поваренных, калийных и (или) магниевых солей, в отношении которых получено заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, содержащее вывод о невозможности самостоятельной промышленной отработки частей указанных месторождений

Снятие ограничений направлено на стимулирование развития нефтедобывающей и химической отраслей посредством снижения временных издержек недропользователей, благодаря упрощению порядка увеличения границ участков недр.

В то же время, Правилами закреплены новые основания для отказа в изменении границ участков недр.

Данные основания можно разделить на две группы.

К первой группе относятся случаи изменения характеристик участков недр, в результате которых недропользователь лишается налоговых льгот (например, степень выработанности запасов, величина начальных извлекаемых ресурсов и т.д.).

Ко второй группе относятся основания, связанные с правовым статусом части участка недр, которую планируется присоединить к основному участку:

  • участок недр имеет статус «предполагаемого для предоставления в пользование»
  • участок недр содержит запасы / прогнозные ресурсы видов полезных ископаемых, не указанных в лицензии
  • участок недр расположен в границах территории осуществления деятельности, указанной в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденном иным недропользователем

Также ко второй группе можно отнести случай, когда участок недр предоставлен иному недропользователю[3]. Однако данное основание также было закреплено в ранее действующем законодательстве.

_______________________________________________

[1] Ранее данное основание применялось только к нижележащей части недр.

[2] Данное основание не применяется к полезным ископаемым, расположенным на вышележащих и (или) нижележащих частях недр за пределами участка недр.

[3] Данное основание не применяется к изменению границ участков недр в связи с исполнением обязательств, предусмотренных международным договором, а также к случаю «параллельного» изменения границ сопредельных участков.

Открыть в PDF
Основные контакты

Алексей Бардин

Советник, Глава сектора энергетики и природных ресурсов

+7 903 795 6907 alexey.bardin@birchlegal.ru

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.